top of page
חיפוש
  • תמונת הסופר/תМуниципалитет Кфар-Саба

История, которую я хочу рассказать

עודכן: 12 בינו׳ 2021

История, которую я хочу рассказать, является продолжением статьи из прошлого номера газеты. Все очень просто, Мирьям Полищук является родной сестрой Симхи Франк. На примере этой семьи можно четко проследить, как война разводит и снова сводит самых близких людей, жизненные пути у них разные, но зов крови, в конечном итоге, собирает их в одном месте – в Кфар-Сабе.


Родилась Мара в городе Новоселица (Черновицкая область) в 1924 году. Свое обучение она начала в румынской школе (тогда это еще была Румынская территория), где проучилась четыре года. Затем перешла в коммерческий лицей, где проучилась до 1940 года, именно тогда этот населенный пункт стал частью Советского Союза. В 9-ом классе она уже училась на двух языках: румынском и русском.

24 июня 1941 года, когда немцы зашли в их приграничный городок, то сразу же по пути своего следования по центральной улице, стали убивать всех встретившихся им на пути евреев. Таких оказалось, примерно, тысяча человек. Семья Франк жила на одной из боковых улиц, поэтому они успели убежать из дома и спрятаться в чужом саду, где провели три дня без еды и воды. И когда они, находясь в полусознательном состоянии от голода и жажды, попросили проходившего мимо местного мальчика принести им воды, он тут же донес о них немцам, которые окружили место их укрытия, схватили всех и повели, как они думали тогда, на расстрел. Но их привели в местное гетто на территории спиртзавода, куда, к этому времени, были согнаны все оставшиеся в живых евреи городка. Тут же, на глазах у всех, фашисты отобрали 39 парней в возрасте до 25-и лет, которых они подозревали в оказании вооруженного сопротивления входящим в город немецким войскам, и расстреляли их. В Рамат а-Шароне есть синагога, возведенная на деньги, собранные евреями, выходцами из Новоселицы, которые ныне проживают в различных странах мира. Во дворе этой синагоги установлен монумент, на котором высечены имена этих 39-и парней. А на стенах синагоги написаны имена тех жителей города, жизнь которых прервалась в гетто.

Через несколько дней всех обитателей гетто погнали в сторону Днестра, как потом оказалось, в гетто, расположенное в городе Бершать под Винницей. По дороге фашисты убивали всех ослабших и заболевших, так погибло еще более тысячи человек, среди них был и отец Мары. Женщин, у которых были грудные или маленькие дети, нацисты вынуждали оставлять их на обочине, поэтому скорбный путь колонны сопровождался плачем грудничков и криками "мама" – детей чуть постарше. Когда колонна достигла леса Касауцы на территории Молдавии, то по ночам уже были заморозки, так за одну только ночь в ледышки превратилось 200 детей.

Когда пришли в Бершатьское гетто, всех начали расселять по домам местных евреев, так в каждом доме оказалось - по несколько семей. Семья Мары, состоявшая из 4-х человек, оказалась на крохотной кухоньке, где был только один узкий топчан, на котором спала Мара с мамой, а ее брат с тетей – на печке.

При таких условиях жизни, все, естественно, были заражены вшами, что и привело к эпидемии тифа. Мара тоже не избежала этой участи, она чудом выжила, проболев несколько месяцев. По гетто ежедневно проезжала повозка, собиравшая трупы, умерших от тифа и голода людей.

Каждая семья выживала, как могла. Окрестные крестьяне подходили к ограде гетто и выменивали крохотное количество продуктов на то, что людям, в спешке покидавшим свои дома, чудом удалось захватить с собой. Кто-то, рискуя жизнью, по ночам покидал территорию гетто, чтобы хоть что-то собрать на окрестных полях.

Из пяти тысяч новоселицких евреев, попавших в это гетто, выжило примерно 300-400 человек. В гетто Мара вместе с мамой прожила три года. Ее брат, которого немцы перевели в концлагерь, сумел убежать оттуда и вернуться в гетто, чтобы быть со своими родными.

В марте 1944 года советские войска освободили узников гетто. Семья Мары пешком вернулась в разоренные Новоселицы. Поскольку их дом был уничтожен, они поселились в доме дедушки (маминого отца), высланного в возрасте 86-и лет вместе с семьей (жена Хана, сын Симха, его жена Фейга) в 1941 году в Сибирь, где они все и сгинули. Судьба сына Симхи и Фейги не известна. В этом 4-х комнатном доме, кроме них, поселилось еще четыре семьи.

Брат Мары – Симха был призван в армию, а она – босиком, в юбке из парашютного шелка начала свою трудовую деятельность в должности уборщицы на почте. Мара усердно самостоятельно совершенствовала свое знание русского языка, и вскоре ее перевели на должность районного организатора "Союзпечати", где она отвечала за распространение советской прессы среди населения района. Ей приходилось сутками колесить по селам. Затем ее перевели на должность инструктора "Союзпечати". Она была отмечена медалью "За доблестный труд в период Великой Отечественной войны", которую ей вручили в 1946-ом году.

В конце 1945-го года в Новоселицы приехал офицер-фронтовик – Тувия Полищук, который и стал мужем Мары. Его направили на работу в Черновцы на должность инспектора промышленных предприятий, затем он стал главным бухгалтером областного аптечного управления, а Мару вскоре перевели на должность инструктора отдела "Союзпечати" при областном управлении связи. В молодой семье родилась дочь Фаина.

Вскоре Мара стала старшим инструктором, а затем – заведующей отделом по подписке на периодические издания. В этой должности она проработала 40 лет, ей было присвоено звание "Ветеран труда", ее фотография висела в павильоне "Связь" на выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве.

В 1989 году Мара с мужем приехали в гости к брату в Израиль. По возвращении домой, они подали документы на выезд. Их дочь, к этому моменту, закончила музыкальное училище с полным аттестатом зрелости, затем – Музыкально-педагогичнский институт и, более 20-ти лет проработала в Черновицкой экспериментальной музыкальной школе номер один, которая считалась одной из лучших на Украине. У нее родился сын – Эвальд.

26 сентября 1990 года Мара с мужем, дочкой и внуком приземлились в аэропорту Бен-Гурион, откуда сразу же поехали в Кфар-Сабу, в квартиру, которую им снял Марин брат.

Проучившись в ульпане один месяц, Мара устроилась на работу по своей специальности – на почту. Она вывесила объявление: "Здесь говорят на: русском, румынском и идиш", к ее окошку всегда была длинная очередь. Она проработала там полтора года, до самого закрытия этого почтового отделения. Затем Мара стала работать в копании "Матав"- по оказанию помощи престарелым, там ее стаж составил 10 лет.

В 2000 году Мара с мужем переехали в хостель, расположенный на улице Моше Даян. В 2004 году она овдовела.

Активная натура Мары не терпит покоя, она помогает тем жильцам хостеля, которые не могут самостоятельно решать некоторые бытовые проблемы. Кроме этого, она встречает различные делегации, включая и зарубежные, которые приезжают, чтобы ознакомиться не только с жизнью в хостеле, но и услышать рассказы людей, переживших Катастрофу. Мара, имеющая огромный опыт общения с людьми, рассказывает о различных видах деятельности жильцов, об интересных встречах и мероприятиях, которые проходят в хостеле, но ее рассказы о том, что ей пришлось пережить в гетто, встречают самый горячий отклик в сердцах слушателей.

В 2000 году мэрия Кфар-Сабы издала книгу "Лэ нэцах лэ ницахон а-хаим", в которой перечислены имена и помещены фотографии бывших узников гетто, которые являются жителями Кфар-Сабы. На странице 134 можно найти информацию о Маре Полищук.

Дочка Мары – Фаина после приезда, как и все новые репатрианты, искала свое "место под солнцем", сначала она работала в музыкальных школах (консерваторион) Кфар-Сабы и Кохав Яира, затем закончила библиотечные курсы первого и второго уровней в колледже Левински, где и осталась работать библиотекарем в академической библиотеке.

Внук Эвальд закончил компьютерно-математический факультет Тель-Авивского университета, отслужил армию, сейчас работает в компании "Майкрософт". Он женат, у него есть сын Даниэль.

И дочь Мары, и ее внук – являются жителями Кфар-Сабы. У нашей - русскоговорящей общины города, не смотря на ее не очень длинную, в историческом плане, биографию, есть полное право гордиться тем, что здесь проживают сразу четыре поколения ее представителей.

На долю каждого поколения выпадают свои испытания, кто-то, не выдержав их груза – ломается, а кого-то они только закаляют. Именно ко вторым, можно отнести и Мару, ведь если задуматься, через что только ей не пришлось пройти: родилась в Румынии, затем, по чьей-то чужой воле, оставаясь в своем доме, сменила страну проживания. Выжила в нечеловеческих условиях гетто, создала семью, много лет самоотверженно отработала в бывшем Советском Союзе, снова, на сей раз по своей воле, сменила страну проживания. И, оказавшись на своей исторической родине, снова немало лет проработала. И куда бы не закидывала ее судьба, везде и всегда она была открыта навстречу людям, поддерживала и помогала им, чем только могла. И не смотря на то, что годы берут свое, Мара остается все такой же: доброй, мудрой, искренней, верящей в людей жизнелюбкой.

Марина Гроденски

5 צפיות0 תגובות
bottom of page