top of page
חיפוש
  • תמונת הסופר/תМуниципалитет Кфар-Саба

Тема второй мировой войны неисчерпаема, потому, что такое нельзя не забыть, не простить.

Тема второй мировой войны неисчерпаема, потому, что такое нельзя не забыть, не простить. Просто с годами боль стала менее острой, стерлись из памяти какие-то эпизоды, редеют ряды тех, кто пережил этот страшный период истории. Но есть среди нас те, в чьи сердца стучится память, не давая им молчать о том, что пришлось пережить, среди них: ветераны, блокадники, дети войны. Все эти люди достойны нашего уважения и внимания.


Так получилось, что судьба свела меня с человеком, который является и ребенком войны, и блокадником, и ветераном в одном лице.


Трудно себе представить, как такое может быть, а вот, в жизни все бывает. Его зовут Михаил Золотарев, он является председателем городского отделения Совета ветеранов второй мировой войны.


Поскольку Михаил человек уникальный, то, вполне естественно, что о нем написано очень много, его имя упоминается и в книгах о подвигах подводников во время второй мировой войны, и в различных журналах, и в интернет-изданиях. Григорий Рейхман написал очень яркую статью о Михаиле Золотареве, которая была опубликована в Агентстве Еврейских Новостей (8 августа 2012 года), я думаю, что читателям газеты "Наша Кфар-Саба" стоит с ней ознакомиться:

Юнга подводного флота

В Израиле, как и везде, где живут выходцы из бывшего СССР, отмечают праздник Великой Победы. Среди участников тех боев – единственный в мире юнга подводного флота в период Второй мировой войны, член экипажа легендарной подводной лодки "С-13" под командованием Александра Маринеско, самый юный в мире участник дальнего боевого похода, ныне живущий в израильском поселке Цур-Игаль Михаил Золотарев.

Война застала десятилетнего школьника ленинградца Мишу Золотарева, приехавшего на летние каникулы к родным матери, в Белоруссии, в районе Веденевичей у старой советско-польской границы. Двоюродные братья успели отправить его на восток в эшелоне с ранеными, а спустя короткое время там уже были нацисты.

Отец, начальник цеха швейной фабрики им. Володарского г. Ленинграда, ушел на фронт. 8 сентября началась блокада. Вместе с матерью Михаил ходил на строительство оборонительных рубежей под Пулковом, а по ночам во время бомбежек, тушил "зажигалки" на крыше. За участие в строительстве родная школа представила его к медали "За оборону Ленинграда", зато спустя 45 лет после войны советскими бюрократами ему было отказано в выдаче удостоверения блокадника: "Вы ведь не работали на оборонных предприятиях города..." В первую блокадную зиму 1941 года умерла от голода мать. Своего трехлетнего брата Алика Миша отвел в завком фабрики, где до войны работал отец, чтобы того определили в детский сад и спасли от голодной смерти. Сам он волей случая оказался на базе Балтийского флота, в Кронштадте, став юнгой дивизиона торпедных катеров – "морских охотников" за немецкими подводными лодками. Юнге Михаилу Золотареву доводилось не раз рисковать жизнью, участвуя в разведке, прикрытии морского десанта на финскую территорию, в боях с немецкими подводными лодками помогать сбрасывать глубинные бомбы – это была его месть нацистам за погибшую мать, за родных, погибших в огне Катастрофы.

Осенью 1944 года в финском порту Турку, где находилась ремонтная база катерников, юнга Золотарев познакомился с командиром подводной лодки "С-13" капитаном Александром Маринеско и попросился воспитанником, юнгой в экипаж. На вопрос Маринеско, что умеет юнга, ответил: "Сигналить умею..." Пройдет много лет, и этот диалог юнги Золотарева с будущим командиром войдет в документальную повесть известного советского писателя-мариниста Александра Крона (Крейна) о Маринеско "Капитан дальнего плавания", в чьих планах была повесть и о юнге, но смерть писателя помешала его планам осуществиться.

"Маринеско любил отчаянных..." – рассказывает Михаил. И тогда Миша жил полнокровной жизнью экипажа, принимал участие в ремонтных работах после возвращения подлодки из походов, но в плаванье его не брали, так как брать юнг было запрещено. Поэтому в легендарном походе подлодки "С-13", отмеченном замечательными победами советских подводников – "Атакой века" и потоплением лайнера-гиганта "Вильгельм Густлов" с экипажами 70 немецких подлодок на борту 30 января 1945 года, а спустя десять дней - вспомогательного крейсера "Генерал Штойбен" с тремя тысячами нацистов юнга Михаил Золотарев не участвовал. Он в это время находился на базе в Турку.


Тем не менее, когда лодка вернулась, экипаж собрал для мальчика 13 тысяч рублей (по тем временам большую сумму) "на бытовые нужды" (за потопление выплачивались большие деньги), - в своих победах подводники увидели и его скромный вклад. Заботился о юнге и командир, ставший примером для Михаила Генаховича на всю жизнь... 20 апреля 1945 года "С-13" (день рождения фюрера, объявившего Маринеско своим "личным врагом") вышла в свой последний дальний поход с задачей топить немецкие транспорты с бегущими немецкими войсками, и он был назван экипажем "самым трудным". Несмотря на запреты командира, Миша спрятался в гальюне подлодки и был обнаружен экипажем уже в открытом море.

В походе юнга нес службу наравне со всем экипажем – работал на камбузе, обеспечивая пищей экипаж, стоял вахту – вначале на "подхвате", затем самостоятельно на рулях как рулевой-сигнальщик, а после отсыпался в торпедном отсеке в обнимку с торпедами. В одну из ночей в районе Бронхольма лодка подверглась бомбардировке с воздуха. "Ощущение не из приятных, но ни одна жила не дрогнула", - сказал ветеран корреспонденту АЕН. В свободное от вахты время штурман (впоследствии каперанга) Николай Редкобородов занимался с ним русским языком и математикой.

Возвратились из похода 23 мая, после Победы. За участие в нем командир Маринеско представил юнгу к награде – медали "Нахимова", о чем свидетельствует наградной лист в Гатчинском Центральном Военно-морском архиве от 26 мая 1945 года. 25 мая 1945 года юнге исполнилось 14 лет. А потом была трехлетняя служба на флоте, работа в Норильске, в Монголии.

24 ноября 1963 года Михаил Золотарев с боевыми товарищами вновь встретился со своим умирающим от тяжелой болезни командиром. Маринеско узнал юнгу, но не мог говорить – у него была опухоль горла – и написал: "Я давно искал тебя, Миша." 25 ноября его не стало... Свыше 20 лет назад бывшего юнгу, работавшего тогда в Норильске, разыскали ученики 189-й школы Ленинграда, где под руководством педагога Елены Ждан был создан школьный музей "Боевые действия подводных лодок типа "С" на Балтике" имени, Маринеско, ставший впоследствии базой для создания Музея подводных сил России на Кондратьевском проспекте в Санкт-Петербурге. В конце 80-х годов Михаил Золотарев вместе со своими боевыми товарищами, а также членами совета школьного музея принял активное участие в борьбе за присвоение Маринеско посмертно звания Героя Советского Союза, на которую поднялись широкие слои общественности. В 1990 году первый мэр СПб Анатолий Собчак вручил семье героя медаль "Золотая Звезда".

В 1990 году бывший юнга решил репатриироваться с семьей в Израиль, где "мастер на все руки" нашел работу на заводе "Тева". Нашла свое место в жизни дочь, отслужила в армии и учится внучка. В архиве бережно хранится фотография, сделанная на встрече ветеранов в 1994 году с прибывшими в Израиль Анатолием Собчаком и будущим президентом России Владимиром Путиным. В 1995 году прибыл в СПб для участия в юбилейных мероприятиях, посвященных "Атаке века", по приглашению руководителя школьного музея Елены Ждан и секретаря музея Юрия Морозова. Поездку бывшему юнге оплатила авиакомпания "Эль-Аль".

14 мая в Одессе пройдет 41 Международный конгресс ветеранов-подводников Второй мировой войны. Среди израильтян, получивших приглашение на конгресс - Михаил Золотарев. Он является также одним из героев повести Александра Крона и недавно изданного в Израиле М. Привлером и А. И П. Кремянскими документального сборника "Еврейские дети в борьбе с нацизмом".

Остается лишь пожалеть, что ветераны-подводники Израиля, увы, не имеют представления о том, что рядом с ними, в одной стране живут настоящие герои, один из них – мальчик с легендарной "Эски", единственный в мире юнга подводного флота Михаил Золотарев...

Поскольку в этот раз статья "Интересные люди нашего города" носит необычный характер, то и продолжу ее я в том же духе. Покойная супруга Михаила – Регина, светлая ей память, писала стихи, один из них она посвятила 75-летнему юбилею супруга, в нем изложена биография Михаила в интерпретации родного и любящего сердца:

Позвольте мне, как юбиляровой жене,

Путь юбиляра проследить, сказав два слова,

По случаю собрания такого.

Наш папа, дедушка и муж

Не объедался в детстве груш.

Блокада, голод, мамы смерть…

Что мог от жизни он хотеть?

"Фашистам мстить!" Его ответ.

А он дитя, одиннадцати лет.

На фронт к отцу он не поп,

Зато Балтфлота юнгой стал!

Сначала катер, где от голода спасли

И согревали его душу, как могли.

Затем подлодка, что прославилась в века!

Звалась тринадцатая Эска,

А командир на ней

Легенда – Маринеско!

Да, жизнь Миши ненаписанный роман…

В войну награды, радость от Победы,

А мальчик он четырнадцати лет.

И снова голод, мамы нет и беды,

Дворы и подворотни послевоенных лет.

Случилось ФЗУ, конечно, рядом с морем.

Завод Балтийский, на стапеле суда,

И получал он радость от труда,

И попрощался с детским горем.

Еще 5 лет Балтфлоту он служил.

Вернулся, встретил девушку, женился.

От брака этого чудесный плод родился,

Дочурку Линочкою звать.

Она в отца, его в ней стать,

А также и характер, и доброта –

Она ее у мамочки взяла.

И годы потекли советской нищеты,

А за нуждой – не замечали Петербурга красоты.

Уехали работать, покорять тайгу,

А оказались севернее, в тундре.

Но я пожаловаться не могу –

Мы оба поступили мудро.

Посторили мы ГЭС за полярным кругом,

И в минус 50 мы грелись друг о друга.

ТЭЦ и новый комбинат в Норильске возвели.

Работе отдавались, как могли.

Несмотря на то, что Миша есть Еврей,

Он достигал высоких должностей.

Еще Монголия на помощь позвала

И мы туда уехали трудиться…

Я очевидно, здоровья много отдала,

Велел всевышний на земле обетованной приземлиться.

И вот мы здесь. Я на ногах, востребован и Миша.

За годы здесь – работал в разных нишах.

Был оптиком, и пальмы он сажал,

На стройке поработал инженером.

Монтажником работал. И везде он поражал всех

Собранностью и своим примером.

Прожив всю жизнь в труде, учебе и заботе,

Не мыслит он остаться не у дел.

А на сегодняшней его работе

Он занят тем, что он умел.

Дожил он до славной даты

Вокруг родные и друзья,

И празднуем мы день рождения Солдата,

Которого не чтить нельзя.

Так пусть тебя не покидает память.

И будет сила в теле,

Здоровья столько, чтобы быть в седле,

Чтобы осуществляться в каждом деле

И дальше топать по земле.

За это поднимаю тост,

А также за родных, друзей,

Которые почтили юбилей.


С момента вступления в должность председателя городского отделения Совета ветеранов Второй мировой войны, Михаил, как человек, относящийся к любому порученному ему делу с высочайшей долей ответственности, стал вникать в работу, проводившуюся Советом в последние годы. И тут выяснилось, что огромную помощь и поддержку в решении целого ряда вопросов, касающихся интересов ветеранов, инвалидов войны и блокадников, оказывают ответственные лица муниципалитета, включая главу города. Поэтому Михаил счел нужным, отметить этих людей почетной медалью 65 лет Победы над фашистской Германией.

Торжественное награждение прошло в канцелярии мэра, медаль была вручена: главе города Йегуде Бен-Хамо, исполняющему обязанности главы города Йоне Мейклеру и координатору муниципалитета по работе с новыми репатриантами – Ури Таль.


Глава города Йегуда Бен-Хамо: "Мы обязаны ветеранам очень многим за их борьбу с фашистской нечистью, и понимание этого должно стать достоянием широкой общественности. Я горжусь тем, что вы являетесь жителями нашего города и у меня есть возможность отблагодарить вас. Благодаря вашей борьбе с нацистским врагом, вашей доблести и вашим отважным сердцам, наши черные дни остались в прошлом, и мы сумели создать новый мир".


Исполняющий обязанности главы города – Йона Мейклер: "Спасибо за многолетнюю деятельность на благо ветеранов. Я занимаюсь вопросами алии и абсорбции уже на протяжении 12-ти лет и вижу, какой огромный вклад вносится в дело улучшения жизни тех, кому мы обязаны созданием нашей страны. Спасибо Йегуде Бен-Хамо, я знаю, что он испытывает к этим людям самые теплые чувства, и делает для них все возможное, что только в его силах".


А Михаил ищет пути расширения деятельности Совета ветеранов, он планирует: установление связи с Кфар-Сабским отделением ветеранов Второй мировой войны, объединяющем ветеранов израильтян, воевавших в различных армиях антигитлеровской коалиции и тех, кто принимал участие во всех войнах и крупномасштабных операциях Армии обороны Израиля. Также Михаил считает необходимым установить и поддерживать постоянную связь с различными городскими молодежными организациями, кроме этого, разнообразить жизнь ветеранов и поднять работу городского Совета на более высокий уровень.

Зная этого человека, можно быть уверенным в том, что он приложит максимум усилий, чтобы исполнить задуманное.


Остается только пожелать ему успехов в этом нелегком деле, а также много-много здоровья и сил, чтобы воплотить все планы в жизнь.

Марина Гроденски




31 צפיות0 תגובות
bottom of page