top of page
חיפוש
  • תמונת הסופר/תМуниципалитет Кфар-Саба

Гоня хандру повсюду То шуткой, то пинком.

עודכן: 12 בינו׳ 2021



Гоня хандру повсюду

То шуткой, то пинком.

Я и состарясь буду

Веселым стариком.

Эдуард Асадов

Одной из важнейших своих задач современные ученые полагают разрушение сложившихся стереотипных представлений о старости как о времени доживания и создание нового социального образа "торжествующей старости". Вот и героя этого очерка можно смело отнести к людям, живущим под девизом: "Старость меня дома не застанет – Я в дороге я в пути!"

Евгений Вершков родился в городе Черкассы (Украина). Папа был типографским рабочим, а мама – бухгалтером. У Евгения два младших брата. Так как папа был убежденным коммунистом, то в том же духе воспитывал и своих детей. Мама, чья девичья фамилия Райзбурд, в свое время, пережила несколько еврейских погромов, во время которых ее семья пряталась в подвалах, поэтому свое еврейство она старалась не афишировать. Откуда у папы еврея фамилия Вершков Евгению не известно. Перед войной мальчик закончил семилетку, и родители отправили его в ФЗО (школа фабрично-заводского обучения), где он обучался токарному делу. Это было в 1941-ом году.

А 22 июня 1941 года Черкассы уже бомбили немцы. Папа Евгения уже в первые часы войны был призван в армию и отправлен на фронт. Евгений вместе с ФЗО был эвакуирован. Поскольку мама работала бухгалтером в воинской части, то ее вместе с другими сотрудниками эвакуировали в первую очередь, попали они в Таджикистан в город Ленинабад. В Черкассах осталась только бабушка, так как она была лежачая, то возможности взять ее с собой просто не было. Немецкий офицер, зайдя во двор в котором до войны жила семья Вершковых, спросил через переводчика, есть ли коммунисты и евреи. И, конечно, "добрые соседи" указали на квартиру Вершковых, фашист сказал: "Кто будет приносить туда воду или еду, того расстреляют". Бабушка умерла от голода и жажды, одна из соседок похоронила ее за домом.

Евгений вместе с ФЗО попал сначала на Донбасс, когда немцы подошли к Ворошиловграду, Евгений попросил у директора справку, чтобы поехать к тете в Москву. Получив письменное разрешение, 16-летний Евгений на перекладных, то в собачьем ящике поезда, то на крыше вагона, добрался до тети. Ее он уже не застал, она к тому времени эвакуировалась, дома была только ее дочь. Двоюродная сестра помогла Евгению устроиться в 22-е ремесленное училище, где он продолжил обучение на токаря. В октябре немцы, рвавшиеся к Москве, прорвали оборону в Филях. Ночью учеников училища подняли, погрузили в товарные вагоны, и вместе с авиационным заводом, к которому они были приписаны, отправили в Омск. Там ребят поселили в общежитии, работали они на заводе, Евгений точил корпуса мин.

В 1944 году Евгения призвали в армию, сначала он прошел обучение в военлагере для новобранцев по специальности солдат-стрелок. Весной 1944 года 19-летний парень был отправлен на фронт. Евгений попал на 2-й Прибалтийский фронт в район города Опочка на границе с Латвией. Привезли, проинструктировали и отправили на передовую. Перед бойцами была поставлена задача: после артподготовки перейти в наступление и оттеснить противника. Так с наступательными боями вошли в Латвию. За то время, что Евгений воевал, от его полка осталось 12 человек. Каждый день приходило пополнение, после каждого боя из 300-хсот человек оставалась половина, а иногда – считанные единицы. В районе хутора Вороклами снайпер ранил Евгения – сквозное пулевое ранение в области таза, вырвало кусок мышцы ноги. Санитары вынесли его с поля боя и доставили в медсанбат, а оттуда уже в госпиталь в городе Иваново. Около года лечился, прошел шесть операций, причем операции делали в разных госпиталях. После излечения, уже летом 1945 года Евгения демобилизовали. Через двоюродную сестру он разыскал и установил связь с мамой и братьями. Поскольку мама и после Победы оставалась в Ленинабаде, Евгений отправился в Таджикистан. По прибытии выяснилось, что мама и братья живут на съемной квартире. Получив водительские права, Евгений устроился на работу в МВД водителем грузовика. Жилось тяжело, продукты были по карточкам, спасал базар: овощи, фрукты, лепешки. Молодость брала свое, война окончилась, душа просила радости. Однажды на танцах в парке культуры и отдыха Евгений познакомился с миловидной девушкой, сначала он пригласил ее на танец, затем они стали встречаться. В общем, знакомство окончилось свадьбой. Вместе они прожили 34 года, до самой смерти супруги в 1982 году.

После работы в МВД Евгений устроился учителем слесарного дела в детскую колонию, где жили дети сироты и беспризорники. В основном дети вели себя хорошо, они ценили то, что их кормят, одевают, обувают, лечат и учат. Евгений проработал там пять лет, а потом это учреждение расформировали. Следующим место работы стала областная больница, где Евгений уже трудился в должности главного механика. Проработал там десять лет. Затем его переманили в Северный электросетевой район заведующим гаражом. Проработав там шесть лет, Евгений сменил место работы, устроился в автошколу – преподавателем автодела. После 12 лет работы там, чтобы заработать хорошую пенсию, Евгений стал водителем автобуса "Икарус".

В 1985 году сотрудница познакомила Евгения с женщиной, которая впоследствии стала его 2-й женой. В этом же году Евгений вышел на пенсию и занялся индивидуальной трудовой деятельностью – пчеловодством. Это дело он изучал по книгам. Вывозил ульи в горы на весенние цветы, затем на цветение хлопка, кукурузы и садов. В его хозяйстве было 80 ульев, дело процветало. Мед Евгений сдавал в потребсоюз.

В 1995 году решили репатриироваться, в Ташкенте оформили все необходимые документы и 26 апреля приземлились в аэропорту Бен Гурион. Оттуда направились в Кфар-Сабу, потому, что здесь живет племянник Евгения. Он их тепло встретил, у него они прожили несколько дней, а затем сняли квартиру в районе Йосефталь, в которой прожили 21 год, до момента вселения в недавно открывшийся новый хостель на улице Моше Даян. Так что Ольга и Евгений новоселы, чему они очень рады. Ведь до этого, чтобы оплачивать съемную квартиру, Евгений все годы подрабатывал сантехником, а Ольга 10 лет проработала метапелет. Теперь, наконец, они могут позволить себе отдыхать и заниматься любимым делом. Евгений увлекся рыбалкой, обзавелся снастями, и в свои 90 лет ездит на своей машине рыбачить то на Голаны, то на море, а то и на платную рыбалку. Помимо этого он изучил компьютер.

Создается такое впечатление, что Евгению все по плечу, он просто не думает о возрасте, а делает то, что ему нравится. Мне кажется, что этот человек может осилить еще несколько новых увлечений, причем успешно.

Несмотря на то, что Евгений воевал недолго, он был награжден орденом Отечественной войны и медалями "За боевые заслуги" и "За победу над Германией", и, конечно же, юбилейные медали.

Кто-то скажет, что Евгений прожил самую обыкновенную жизнь, на войне стрелок-пехотинец, затем трудился на рабочих должностях, никаких высот в жизни не достиг. С одной стороны это так, а с другой – он человек, не утративший за долгие годы жизни оптимизма, любви и вкуса к жизни во всех ее проявлениях. А это уже величие духа, которое, к сожалению, дано не каждому, чему свидетельством служит стихотворение Андрея Дементьева "Не все умеют стариками быть".

Быть стариками – непростая штука,

Не все умеют стариками быть.

Дожить до старости – еще не вся наука,

Куда трудней – достоинство хранить.

Не опуститься, не поддаться хвори,

Болячками другим не докучать,

Уметь остановиться в разговоре,

Поменьше наставлять и поучать.

Не требовать излишнего вниманья,

Обид, претензий к близким не копить,

До старческого не дойти брюзжанья,

Совсем не просто стариками быть!

И не давить своим авторитетом,

И опытом не слишком донимать,

У молодых свои приоритеты –

И это надо ясно понимать.

Пусть далеко не все тебе по нраву,

Но не пытайся это изменить,

И ложному не поддавайся праву –

Других уму и разуму учить.

Чтоб пеною не исходить при споре,

Не жаловаться и поменьше ныть,

Занудство пресекая априори,

Совсем не просто стариками быть!

И ни к чему подсчитывать морщины,

Пытаясь как-то время обмануть,

У жизни есть на все свои причины,

И старость – это неизбежный путь.

А если одиночество случиться –

Уметь достойно это пережить.

Быть стариками – трудно научиться,

Не все умеют стариками быть.

А вот Евгений, как раз тот человек, который и в 90 молод душой, его глаза горят радостью бытия и познания, это о нем слова известной песни: "Главное, ребята, сердцем не стареть". Остается пожелать ему долгих лет активной жизни и дальше так держать!

Марина Гроденски

33 צפיות0 תגובות
bottom of page