В памяти каждого ветерана война оставила свой след, каждый из них несет свой груз воспоминаний, но не каждый готов разделить эту ношу с другими. Тем ценнее каждая история, поведанная очевидцами тех страшных событий, память о которых должна передаваться из поколения к поколению. Ведь недаром говорится: "Предупрежден, значит – вооружен". И события Второй мировой войны должны стать историческим уроком для потомков. В этой статье я хочу рассказать о человеке, прошедшем путь от младшего сержанта до кадрового офицера за 2 таких бесконечно долгих военных года.
Его зовут Исаак Шкловер, родился он в Белоруссии в городе Лельчицы Мозерского района (Гомельская область). Его отец был председателем сельпо, мама – домохозяйкой. В период коллективизации (1930 год) прошла массовая компания по направлению на работу в колхозную деревню 25 тысяч передовых рабочих, одним из них и был отец Исаака – Михаил. В семье было четверо детей, Исаак – самый младший из них. Он закончил 8-летку в Лельчицах, этим же летом – началась война. Первой эвакуировалась в Узбекистан младшая сестра с семьей мужа. Затем – старшая сестра с двумя детьми и Исааком – в Казахстан. Старший брат – Алексей служил в армии с 1939 года, извещение о том, что он пропал без вести, пришло уже в конце войны. Родители Исаака с его младшей племянницей остались в Лельчицах, по всей видимости, для подпольной работы. Уже после войны, очевидцы тех трагических событий, рассказали Исааку, что когда полицейские, которых было только двое, собрали несколько сот евреев городка и повели их на расстрел, то отец Исаака кинул клич к восстанию, но его никто не поддержал. Самого Михаила и его жену Броху полицаи резали на куски пилой, а внучку – сожгли.
Оказавшись вместе с семьей сестры на станции Абдасар Акмолинской области, Исаак сразу же устроился рабочим на железную дорогу, в ту пору ему было 15 лет. В октябре 1943 года он был призван в армию. Там же, в Акмолинске он попал в школу младшего командного состава. Вся учеба заняла два месяца, выпустили их младшими сержантами.
Из всех выпускников организовали маршевую роту и отправили на фронт. Они вошли в состав 19-й механизированной дивизии 1135-го стрелкового полка 1-го Белорусского фронта. В это время наши войска находились в Польше, стояли в обороне на Висле. Подготовка к наступлению заняла примерно три месяца, и летом оно началось. Целью наступления было взятие Кенисберга (ныне город Калининград). Так как вся рота состояла из молодых необстрелянных ребят, то очень много товарищей Исаака погибло. Когда началась артподготовка со всех видов артиллерийского оружия, при поддержке "катюш" и авиации, то поле боя превратилось в кромешный ад. Поэтому, чтобы поднять людей в наступление, офицеру пришлось применить оружие, он бегал вдоль окопа и грозил револьвером. В результате, в этой атаке наши воины гибли не только от огня врага, но кто тогда с этим считался. За участие в этой битве Исаак был награжден медалью "За отвагу". После сражения, выживший личный состав роты был направлен на переформирование. Там они проходили отбор, в результате которого, только Исаак попал в отдельную разведывательную роту. В ее составе он теперь всегда был впереди регулярных войск.
В задачу роты входило: сбор сведений о расположении вражеских войск и взятие "языков". Однажды, по заданию штаба, группа из пяти человек, в которую вошел и Исаак, сумела тайком пробраться в расположение вражеской траншеи, "снять" часовых и захватить в плен немецкого офицера. Его пропажа обнаружилась почти что сразу, и по группе был открыт огонь. Операция завершилась успешно, за эту вылазку Исаак был награжден орденом Красной Звезды.
Еще один яркий эпизод, произошедший также на польской территории, врезался в память Исаака. Он получил приказ координировать продвижение войск на развилке, но из-за неразберихи его послали совсем в другое место, так он оказался один в лесу. Прождав шесть часов и поняв, что что-то не так, Исаак пошел по тропинке и наткнулся на избушку, в которой проживал одинокий поляк. Он встретил советского воина очень гостеприимно и предложил перекусить. Когда стол был уже накрыт, поляк взглянул в окно и крикнул, что немцы окружают дом. Поскольку это были уже не регулярные войска, а отступающие группки, то среди них был только один, открывший по Исааку огонь. Поскольку у Исаака был автомат, то он сумел не только взять троих пленных, но и доставить их в штаб армии. За это он был представлен к награждению орденом Отечественной войны 1-й степени, который был ему вручен уже в 1946-ом году.
На плацдарме на реке Одер, Исаак был ранен в левое плечо зажигательной пулей. Санитары вынесли его с поля боя, затем он был переправлен на другой берег и отправлен в полевой госпиталь в городе Швейбус. Там он лечился 2 месяца, и снова вернулся в свою роту, которая на тот момент уже была в Германии. Полк двигался на юг по направлению к Эльбе. Весть о капитуляции фашистской Германии Исаак встретил уже на Эльбе. Был получен приказ вести наблюдение за американской армией, расположенной на противоположном берегу реки. Точно так же американцы вели наблюдение за перемещением наших войск. Так продолжалось примерно месяц. Общение с представителями союзной армии было строго запрещено. Однажды под вечер, помахав друг другу руками, договорились о встрече. Группа из 10 человек, в которую входил и Исаак, на лодке поплыла в сторону противоположного берега, к ним навстречу плыла лодка с американскими солдатами. Встретившись на середине реки, они обменялись рукопожатиями, и распили коньяк, привезенный американцами. Так у Исаака состоялась своя "Встреча на Эльбе".
Его оставили служить в Германии в составе оккупационных войск в городе Зигмаршейнау. Здесь ему присвоили звание младшего лейтенанта. По его воспоминаниям, немцы относились к нашим военнослужащим очень дружелюбно. Когда образовалась Германская Демократическая Республика (ГДР), то Исаак естественно оказался на ее территории. Но однажды, приехав в Берлин, он по ошибке попал в его западную часть. Это он понял, когда на улице встретил американского солдата. Поскольку на Исааке была гражданская одежда, то ему удалось беспрепятственно вернуться обратно. Тогда это еще можно было сделать очень просто, так как берлинской стены не существовало.
В Германии Исаак прослужил до февраля 1952-го года. В один из его приездов в отпуск (1948 год), он навестил свою тетю, проживавшую в Киеве. На танцах он познакомился со студенткой Киевского педагогического института, которая впоследствии и стала его женой.
В 1952 году Исаака из Германии переводят в Прикарпатский военный округ в город Любомль Волынской области. Там он служил заместителем командира роты по технической части, здесь ему было присвоено звание старшего лейтенанта.
Затем Исаака переводят в город Заславль Хмельницкой области, прослужив там два года, он был направлен на годичные курсы в Саратовское танковое училище. Параллельно с этим, Исаак закончил вечернюю школу. После возвращения из Саратова, ему было присвоено звание капитана. Прослужив еще два года, он подает рапорт об отставке. В общей сложности выслуга лет Исаака в советской армии составила 21 год (включая год за три во время войны).
После демобилизации вместе с женой и дочкой Исаак поселился в городе Минск. Он поступил на заочное отделение Московского полиграфического института по специальности – технолог полиграфического производства. Так в 45 лет Исаак стал дипломированным специалистом. Несмотря на то, что армейским отставникам был открыт "зеленый свет" при устройстве на административные должности, Исаак устраивается на минский опытно-механический завод шлифовальщиком. Проработав там полгода, он пошел на повышение – стал главным диспетчером производственного отдела. Примерно через пять лет, он становится начальником этого же отдела.
В 1987 году Исаак переходит на работу в кооператив по производству технологической оснастки. Его жена Роза все годы преподавала в школе русский язык и литературу. Менялась страна, менялись обстоятельства, и на семейном совете было решено, что пришло время - уезжать в Израиль. Так в августе 1990 года семья в полном составе, включая дочь с мужем и внуками, приземлилась в аэропорту Бен-Гурион. Оттуда они отправились к сестре Розы в Бат-Ям. Прожив там год, перебрались в Герцлию, так как их зять устроился там на работу по своей специальности на киностудии. Прожив там семь лет, Исаак с женой получили квартиру в Кфар-Сабском хостеле, где и проживают в течение последних одиннадцати лет. Тихая, спокойная старость - это не про таких, как Исаак, в течение 10-ти лет он вел активную работу в составе домового комитета хостеля. Но и это еще не все, он является солистом хора хостеля, где ему дали ласковое имя "соловей".
Внуки Исаака отслужили в Армии обороны Израиля, что является предметом его гордости, оба они работают компьютерщиками.
Жизнь Исаака вобрала в себя целую цепь ключевых моментов истории, он стал свидетелем и участником боев на Висле и Одере, братался с представителями союзной американской армии, на его глазах образовывалась ГДР. Его жизнь является ярким подтверждением выражения "Каждый человек – это целый мир". Соприкасаясь с такими людьми, как Исаак начинаешь понимать, насколько важно и нужно донести до наших детей и внуков понимание того, что каждый человек является творцом всемирной истории и, следовательно, обязан быть личностью. Ведь как из капель воды состоят моря и океаны, из песчинок – пустыни, так из жизни каждого из нас складывается моральный климат на нашей планете.
М.Гроденски
Comments